В шаге от Третьей Мировой. Атака Сухой речки

Практически сразу после окончания Второй мировой войны, бывшие союзники по антигитлеровской коалиции вступили в жесткую конфронтацию друг с другом. Это противостояние назвали Холодной войной, которая неоднократно могла перерасти в «горячую» фазу. Одним из таких случаев стал налет американской авиации на советский дальневосточный аэродром.

Это случилось в октябре 1950 года. Сталин был жив, а Америкой руководил Гарри Трумэн, президент, отдавший приказ о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Историки до сих спорят относительно причин нападения. Американская сторона поддерживает версию об ошибке молодых пилотов, тогда как россияне настаивают на провокации.

 

Предыстория

Аэродром Сухая речка, подвергшийся нападению с неба, находился в двух километрах от границы. К югу от нее уже шла Корейская война, где СССР принимал косвенное участие. Оно выражалось в поставках оружия и отправке специалистов. В ответ американцы и их союзники из Южной Кореи неоднократно проверяли неофициального противника на способность к сопротивлению.

В июне в международной зоне был обстрелян корабль Пластун, входивший в состав Тихоокеанского флота СССР. В результате нападения южных корейцев капитан был смертельно ранен, пострадали и другие члены экипажа.

В сентябре советский самолет разведчик Бостон в сопровождении двух истребителей приблизился к неопознанному эсминцу в Желтом море. Группа самолетов была немедленно атакована американской эскадрильей из 11-ти машин. Разведчик был сбит, экипаж погиб.

В итоге на Дальнем Востоке сложилась исключительно напряженная обстановка, грозившая перерасти в открытую войну супердержав. Стороны тщательно отслеживали действия друг друга, постоянно выполняя маневрирование.

7 — 8 октября на аэродром Сухая речка передислоцировали три воздушных соединения. Во второй половине того же дня последовал удар.

Атака

На площадку перебазировали старые машины, полученные еще во время Второй мировой войны в рамках программы ленд-лиз. В 16:30 в небе появились два реактивных самолета F-80 (Метеор). Они зашли на линию атаки и произвели обстрел. Из строя было выведено 7 самолетов, один из которых полностью сгорел. Информация о человеческих жертвах до сих пор засекречена. Официально никто не пострадал, хотя на этот счет имеются определенные сомнения. Ответная атака и преследования были невозможны, поскольку на аэродроме базировались только поршневые самолеты. В противостоянии с реактивными штурмовиками Метеор у них не было шансов.

Читайте также  95 лет конструкторскому бюро ПАО «Туполев»

 

Последствия

Уже 9 октября состоялось заседание ООН, на котором советский представитель обвинил американскую сторону в бомбардировке аэродрома. США ответили, что произошла ошибка пилотов, перепутавших площадку с северокорейской базой из-за красных звезд на фюзеляже. Президент Трумэн спустя две недели предложил компенсировать материальный ущерб, пилотов отдали под суд, а их начальник потерял должность.

Схожим дисциплинарным мерам подверглось советское командование. Командир полка и его зам, не сумевшие организовать оборону, были понижены в должностях.

Изменилась и оборонная структура воздушной границы. На смену устаревшим машинам из Европейской России перебросили эскадрилью, укомплектованную реактивными самолетами МиГ-15. Больше нарушений не наблюдалось, а основные противостояния переместились в Корейское небо.

Что касается жертв атаки то, несмотря на официальные реляции и отсутствие архивных записей, на местном кладбище имеется братская могила. В ней покоятся летчики, погибшие при отражении американского налета в 1950 году. Их количество и имена остаются неизвестными.