Дикие ласки. США против СССР в небе Вьетнама

Вмешавшись в противостояние Северного и Южного Вьетнама, поддерживая последний, американцы сделали ставку на авиацию. Для борьбы с ней СССР, выступивший на стороне своего коммунистического союзника, направил в регион большое количество комплексов ПВО. Для США они стали крайне неприятным сюрпризом. Потери самолетов росли в геометрической прогрессии, заставляя пересматривать тактику и принимать меры. Одним из инструментов стали «Дикие ласки», воздушное подразделение, целенаправленно работавшее на выявление и подавление противовоздушной обороны.

 

Предыстория

Советские зенитные орудия стали поступать в Северный Вьетнам в 1965 году, оперативно осуществляя боевое дежурство. Изначально им не придавали большого значения, считая поставку декларацией о намерениях. Однако уже в первые месяцы комплексы стали работать, активно сбивая воздушные цели. По американским данным, до конца года было потеряно 13 самолетов. Впоследствии число постоянно увеличивалось. Вопрос о противодействии, включая прямое уничтожение ракетных установок и станций РЛС, где могли находиться и советские специалисты уже не стоял.

Американцы разработали систему противодействия наземным комплексам, где главной ударной силой стали подразделения «Дикие ласки». Их структуру представляло звено штурмовиков, один из которых шел впереди, намеренно провоцируя РЛС на облучение. Так станция выдавала свои координаты и становилась объектом атаки. Самолет выпускал антирадиолокационную ракету, уничтожавшую или выводившую РЛС из строя. Без нее  установки оказывались «слепы», и следующее за разведчиком звено штурмовиков довершало разгром.

Организация

Подразделения были сформированы на основе предшествующего опыта. Еще во время Второй мировой войны, союзники подавляли наземные установки в рамках проекта «Хорек». Чтобы не повторяться (но и не терять канвы), новые эскадрильи назвали «Дикие ласки». Изначально в их состав включили 5 машин F-100F с комплектом противорадиолокационного оборудования. В конце 1965 года первое звено отправилось на охоту, одержав победу над противником. Затем на смену самолетам пришли штурмовики F-105, высокая скорость которых позволяла решать задачи намного успешнее. К середине 1966 года они полностью заменили устаревшие машины.

Читайте также  О таможенных пошлинах на импортные самолёты и проблемах российского гражданского авиастроения

 

Боевое применение

На протяжении всей войны выделялось 2 способа работы подразделения:

  1. Сопровождение ударных групп. Здесь Ласки первыми входили в район, выявляли и подавляли комплексы ПВО, а затем, уже по окончании операции, последними уходили с участка.
  2. Режим свободной охоты. Способ, описанный выше, когда вслед за «охотником» шло звено «убийц» из 4-х штурмовиков, перепахивавших выявленные позиции.

По факту первый самолет играл роль застрельщика. Чтобы не попасть под удар зенитной ракеты, ему приходилось совершать маневр, что требовало от пилота большого мужества. Главным наземным противником американцев стали советские комплексы С-75, от которых впоследствии пошли серии С-200, С-300, С-400 и т.д. Под конец войны США стали активно использовать самолет F-4, ставший для своего времени революционной машиной.

Стороны действовали с переменным успехом, чередуя провалы и результативность. В сентябре 1968 года Диким Ласкам удалось полностью уничтожить целый дивизион ПВО. В других случаях подразделениям устраивали ловушки, что приводило к большим потерям авиации.

После войны подразделения расформировывать не стали, используя полученный опыт в новой доктрине. Она действует и в настоящий момент, предписывая начинать широкомасштабную «работу по земле» только после полного подавления системы ПВО противника. Практическое воплощение стратегии проявилось во время войн в Ираке, Югославии и Ливии.