Гражданская война в Корее, которая сейчас расценивается историками как локальное противостояние двух частей Республики, обусловила дальнейшее будущее страны, продолжалась 3 года и привела к огромным разрушениям и человеческим жертвам. В противостояние постепенно вовлекались все новые страны, что грозило перерасти в новую мировую войну, хотя человечество еще не успело оправиться от старой.
Начиная с 1950-го года, в корейском небе начались воздушные бои между советской и американской авиацией, продолжавшиеся вплоть до окончания конфликта и установления демаркационной линии.
Предыстория
После разгрома Японии на корейском полуострове установилось двоевластие. Север контролировали коммунисты, поддерживаемые СССР. На юге сохранился капиталистический строй. Вождь северян Ким Ир Сен не смирился с потерей богатых областей, намереваясь распространить свою власть на всю территорию Кореи. Когда под контролем советских специалистов удалось сформировать 150-тысячную армию, войска сразу же ринулись в бой.
На первом этапе Северу удалось захватить практически весь полуостров. Исключением стал небольшой участок земли на южном побережье, откуда и началось контрнаступление. В нем, кроме южных корейцев, приняли участия подразделения США и других стран Запада. Война разгорелась с новой силой, вынудив СССР принять в нем прямое (хотя и неофициальное) участие, путем отсылки авиационных подразделений.
Война в воздухе
Это был последний конфликт, где значимая роль отводилась поршневым машинам. Як-9, Ла-9, Мустанги и Корсары в очередной раз показали класс и отправились на заслуженный отдых, уступив место реактивной авиации. Первыми ее применили представители американской коалиции или, как их называли в то время — войска ООН (благодаря мандату). Основную массу составляли F-80 и F-82, для противостояния которым из СССР был направлен полк, укомплектованный машинами МиГ-15.
Первоначально советские машины имели определенное превосходство. Достаточно отметить, что лучшие асы Корейской войны Николай Сутягин (21 сбитый самолет) и Евгений Пепеляев (20 сбитых машин) представляли одну сторону. Для сравнения — лучший из американцев Джозеф Макконел имел на счету 13 побед. Затем в войска Коалиции стал поступать F-86, новейший самолет с улучшенными характеристиками. В сочетании с численным превосходством это позволило выровнять ситуацию.
Войска КНДР были отброшены к изначальной точке соприкосновения, а затем и на границу с Китаем. Последний вступил в конфликт. Причем, председатель Мао уговаривал Сталина открыто объявить войну США, но тот предусмотрительно отказался. Все повторилось, китайские войска прошли полстраны и были остановлены только на юге Сеула. Некоторое время союзники пополняли арсеналы, а затем отвоевали столицу и отодвинули от нее коммунистические силы.
В итоге стороны исчерпали свои возможности, и встал вопрос о применении по Китаю ядерной бомбы. В то же время открытое выступление Советского Союза в войну автоматически запускало план атомной бомбардировки Сибири. На такую эскалацию никто не пошел, благодаря чему мы и читаем эти строки.
Противостояние в цифрах
Суммарное количество потерянных самолетов вызывает споры. Корейскую войну всегда рассматривали как опосредованный конфликт супердержав, моделируя итоги на глобальное противостояние. Сегодня принято говорить о следующих цифрах:
- СССР и союзники — 480 самолетов
- Западная коалиция — 750 машин
В целом советская сторона проявила себя грамотно. Американцы брали количеством, что и зафиксировало ничью. К окончанию войны Южная Корея представляла собой нищий, разрушенный, сельскохозяйственный регион. Никто тогда и не предполагал, что страна превратится в настоящего экономического гиганта в будущем.