Перспективы рынка истребителей в ожидании 5-го поколения

Истребители 4-го поколения находятся в производстве уже около 40 лет. Ещё недавно эксперты говорили о закрывающемся характере их рынка и прогнозировали остановку сборочных линий машин 4-го поколения уже к середине 2020-х годов. Однако, вопреки ожиданиям, за последние два года произошло существенное оживление ранка и активизация спроса на эти, казалось бы, устаревающие машины. Эти изменения на рынке истребителей 4-го поколения произошли сразу по нескольким причинам.

«Развёртывание полномасштабного серийного производства истребителей 5-го поколения запаздывает, — говорит советник президента ОАК, Герой Российской Федерации, генерал армии в отставке Владимир Михайлов. — Кроме того, возникла острая необходимость в дополнительных закупках истребителей для поддержания боеспособности существующего боевого состава ВВС. Прежде всего, это касается стран Ближнего Востока и Северной Африки в условиях боевых действий международной коалиции под руководством США против террористических группировок в Сирии и Ираке, коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией в Йемене, а также Ливии. Вместе с тем произошла значительная трансформация взглядов и концепций по боевому применению и соотношению в боевом составе ВВС авиационных комплексов 5-го поколения для ведения боевых действий в условиях широкомасштабной войны с технологически оснащённым противником и менее дорогостоящих лёгких боевых самолётов в локальных конфликтах малой интенсивности с иррегулярными воинскими формированиями».

Исходя из данных факторов, спрос на истребители 4-го поколения может сохраниться ещё как минимум на следующее десятилетие. Объём экспортных поставок истребителей 4-го поколения до 2026 года оценивается в 900 единиц, при этом доля России на доступных ей рынках составит около 240 самолётов.

4-е поколение: основные черты

Одним из основных отличий 4-го поколения от 3-го стали высокие характеристики манёвренности. Их достижение обеспечило применение продольной статической неустойчивости, что привело, в свою очередь, к необходимости замены классической дифференциальной системы управления самолётом на электродистанционную, появившуюся благодаря развитию цифровых компьютерных технологий и обеспечивающую необходимое быстродействие и точность.

Применение турбореактивных двигателей нового поколения с низкой степенью двухконтурности обеспечило тяговооружённость более единицы. Характерной чертой истребителей 4-го поколения стала также интегральная компоновка фюзеляжа, включающая гибридное крыло, реализующее принципы «вихревой аэродинамики» и представляющее собой наплывы большой стреловидности и трапециевидные плоскости. Это обеспечило выход на углы атаки более 30° и высокие показатели предельных по тяге виражей.

В дальнейшем при модернизации истребителей 4-го поколения они стали не только многоцелевыми, но и многофункциональными. Это произошло за счёт их оснащения радарами с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), подвесными оптико-электронными системами прицеливания, разведки и радиоэлектронной борьбы, нашлемными системами целеуказания и очками ночного видения. Всё это позволило обеспечить боевое применение широкого спектра авиационных средств поражения в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, как по воздушным, так и по наземным целям. На российских истребителях 4-го поколения стали устанавливать двигатели с управляемым вектором тяги.

В настоящее время представителями 4-го поколения в мире, помимо российских семейств Су‑30/Су‑35 и МиГ‑29/МиГ‑35, являются:

  • американские истребители семейств F‑15, F‑16 и F‑18;
  • французский истребитель Rafale;
  • истребитель Eurofighter Typhoon, созданный совместно Германией, Великобританией, Италией и Испанией;
  • шведский истребитель JАS‑39 Gripen;
  • китайский истребитель J‑10 Vigorous Dragon.

Семейство F‑15

Первый полёт истребителя F‑15 Eagle производства фирмы McDonnell Douglas (в 1997 году слилась с компанией Boeing) состоялся ещё 27 июля 1972 года. Серийное производство F‑15А/В стартовало в 1974 году. По истечении назначенного срока службы в 30 лет F‑15A/B были выведены из эксплуатации в 2009 году. Сейчас на вооружении ВВС США находится около 500 самолётов более поздних модификаций: около 250 F‑15C/D и 220 F‑15E. Более 200 единиц поставлены на экспорт и эксплуатируются военно-воздушными силами Израиля, Саудовской Аравии, Японии, Республики Корея и Сингапура.

F‑15C/D могут находиться в эксплуатации до 2019–2025 годов. Компания Boeing предлагает программу модернизации и продления ресурсных показателей под обозначением «F‑15C2040» для продления эксплуатации самолётов этой модификации до 2040 года. Стоимость работ по такой модернизации оценивается в $30–40 млн. за один самолёт. Однако работы по продлению лётного ресурса, скорее всего, ограничатся лишь заменой лонжеронов крыла стоимостью $1 млн., что позволит эксплуатировать парк F‑15C/D только до 2030 года.

В июле 2010 года состоялся полёт нового варианта F‑15SE Silent Eagle, разработанного с применением технологий «стелс». Экспортные контракты с 2011 года предполагают поставку по желанию заказчиков различных вариаций этой модификации.

В декабре 2011 года Саудовской Аравией заказана партия из 84 F‑15SA на сумму $11,4 млрд. Первая пара самолётов поставлена в декабре 2016 года. Передачу всей партии планируется завершить в 2019 году. Конгрессом США в ноябре 2016 года одобрена поставка 72 F‑15QA Strike Eagle ВВС Катара по контракту стоимостью $21,1 млрд, что позволит продолжить выпуск самолётов до середины следующего десятилетия. С учётом планов Израиля, Японии и Республики Корея закупать в дальнейшем истребители 5-го поколения F‑35 подписание экспортных контрактов по поставке новых F‑15, по мнению военных экспертов, маловероятно.

Читайте также  Северный флот проведёт экспедиции по поиску самолёта аса Великой Отечественной войны Бориса Сафонова

Семейство F‑16

Первый серийный F‑16А фирмы General Dynamics (вошла в дальнейшем в Lockheed Martin) взлетел 7 августа 1978 года. Всего выпущено более 4 560 F‑16 различных модификаций. На экспорт было поставлено около 2 330 истребителей в военно-воздушных силах 27 стран. Производство F‑16 для ВВС США завершено в 2005 году. В настоящее время их сборка ведётся только для поставок на экспорт.

В феврале 2012 года в ходе Singapore Airshow компания Lockheed Martin представила вариант F‑16 Viper, который имел усовершенствованный радар с АФАР, новые бортовой компьютер и оборудование кабины. В условиях отсутствия заказов на новую модификацию компания Lockheed Martin предлагает модернизировать до уровня Viper практически любой истребитель F‑16, находящийся за рубежом. В настоящее время выполняются контракты по такой модернизации 339 самолётов F‑16 ВВС Республики Корея, Тайваня и Сингапура. Потенциальный объём рынка модернизации F‑16, находящихся в эксплуатации в зарубежных военно-воздушных силах, может составить до 1 500 истребителей.

В ВВС США на вооружении более 1 000 самолётов F‑16С/D. На 300 F‑16С/D block 40/42 выпуска 1988–1995 годов и F‑16С/D block 50/52 выпуска 1995–2004 годов планируется проведение работ по продлению лётного ресурса до 10 тыс. часов. Это позволит эксплуатировать эти самолёты до 2048 года, когда их заменят истребителями 5-го поколения F‑35. В сентябре 2017 года будет завершено производство последних 8 самолётов F‑16 block 50/52 из 36 заказанных для ВВС Ирака по контракту, подписанному в 2011 году. После этого сборочная линия будет перенесена с завода в Форт-Уорте (штат Техас), где развертывается серийное производство F‑35, в Гринвилл (штат Северная Каролина).

В части дальнейших перспектив F‑16 следует отметить, что конгрессом США в 2016 году одобрена поставка ВВС Пакистана 8 истребителей F‑16 block 52 стоимостью $700 млн. и в 2017 году ВВС Бахрейна 19 F‑16 стоимостью $2,7 млрд. В случае подписания контрактов производство истребителей может быть продлено до 2021 года.

Семейство F/A‑18

Этот самолёт создавался по заказу Военно-морских сил (ВМС) США для обеспечения ПВО авианосцев, ведения борьбы за превосходство в воздухе и поражения наземных и морских целей. Первый полёт состоялся в 1978 году. Всего компанией McDonnell Douglas (ныне входит в Boeing) изготовлено около 2 000 самолётов F/A‑18 различных модификаций. На вооружении ВМС и Корпуса морской пехоты США в настоящее время стоит около 1 000 самолётов F‑18C/D/E/F. Более 450 единиц наземного базирования поставлено в военно-воздушные силы Австралии, Испании, Канады, Кувейта, Малайзии, Финляндии и Швейцарии.

С 1997 года в производстве находится модификация F/А‑18Е/F Super Hornet и самолёт радиоэлектронной борьбы ЕА‑18G Growler. В 2015 году были завершены поставки ВМС США 68 F/A‑18E/F и 56 ЕА‑18G Growler. В 2017 году будет завершена поставка незначительной дополнительной партии самолётов.

В зарубежных тендерах последних лет Super Hornet не имел особого успеха. Он не попал даже в «короткий список» программы закупки Multi-Role Combat Aircraft (MRCA) ВВС Индии. На завершающем этапе конкурса ВВС Бразилии F/A‑18E/F проиграл шведскому Gripen.

С приходом в США администрации Дональда Трампа программа F/A‑18E/F получила новый импульс и стала рассматриваться как менее дорогостоящая альтернатива палубного варианта истребителя 5-го поколения F‑35С. В связи с задержкой достижения полной боевой готовности F‑35С до 2019 года и высокой вероятностью её дальнейшего переноса, а также истечением срока службы F‑18C/D ранних серий, ВМС США рассматривает вопрос о дополнительной закупке до 100 F/A‑18E/F.

Возможно возобновление и экспортных поставок, прежде всего в страны, уже имеющие на вооружении F‑18. В ноябре 2016 года ВВС Канады высказали намерение о закупке 18 F/A‑18E/F стоимостью $2 млрд в качестве временной меры по поддержанию боеспособности до поставки F‑35. После 3-летней задержки конгресс США одобрил поставку 40 F/A‑18E/F ВВС Кувейта стоимостью $10,1 млрд. Сохраняются перспективы дополнительной поставки F‑18 ВВС Малайзии, Швейцарии и Финляндии, а также ВМС Индии в рамках тендера на закупку 57 палубных истребителей. Таким образом, производство истребителей типа F‑18 может быть продлено до середины 2020-х годов.

Rafale

В 1985 году Франция вышла из программы Eurofighter, и с этого момента фирма Dassault разрабатывала национальный истребитель Rafale в сухопутном и палубном вариантах. Первый полёт опытный Rafale А выполнил в 1986 году, палубный — в 1991 году. Серийное производство сухопутной версии началось в 1998 году, а палубной — в 1999 году. Общий объём заказов составил 225 самолётов.

Более десяти лет компания Dassault предпринимала безуспешные попытки продвижения Rafale на внешний рынок. Истребитель проиграл тендеры в Республике Корея и Сингапуре американскому F‑15Е, в Швейцарии и Бразилии — шведскому Gripen, в Саудовской Аравии — Eurofighter. С учётом такой ситуации темп производства Rafale в последние годы поддерживался на уровне лишь 11 самолётов в год.

Читайте также  В СПб открыт памятник конструктору авиадвигателей Владимиру Климову

Долгожданным событием стало объявление в феврале 2012 года о победе Rafale над Eurofighter на заключительном этапе индийского тендера MRCA на поставку 126 истребителей. Однако после более чем трёх лет безуспешных переговоров контракты на прямую поставку 18 Rafale из Франции и организацию лицензионного производства 108 самолётов так и не подписаны. В результате в рамках межправительственного соглашения в сентябре 2016 года был заключён контракт на прямую закупку Индией 36 истребителей Rafale стоимостью $8,1 млрд. Возможна дополнительная поставка до 36 самолётов после выполнения первого контракта в 2023 году. По этой причине первой экспортной сделкой стал контракт на поставку 24 Rafale в Египет стоимостью $5,9 млрд, подписанный в феврале 2015 года. В мае того же года был подписан второй контракт на 24 Rafale для Катара стоимостью $6,8 млрд. Египту уже переданы первые 6 Rafale. Поставки Катару запланированы на конец 2018 года, а Индии — в середине 2019 года. В 2016 году с подписанием экспортных контрактов объявлено об увеличении ежегодного производства до 22 самолётов.

В части дальнейших перспектив продвижения на внешний рынок следует отметить, что Rafale является конкурентом F/A‑18E/F в тендерах военно-воздушных сил Малайзии, Швейцарии и Финляндии. Более 5 лет продолжаются переговоры о поставке 60 Rafale в ОАЭ. Как более предпочтительные с учётом уже заключённого контракта на поставку 36 самолётов в Индию рассматриваются шансы Rafale на победу в тендере ВМС этой страны на закупку 57 палубных истребителей для нового авианосца.

Производство Rafale планируется до конца 2020-х годов. Общий объём экспортных поставок Rafale в 2017–2027 годах с учётом тендеров и опционов по действующим контрактам может составить до 200 самолётов.

Eurofighter Typhoon

В 1983 году на волне успеха предыдущего совместного проекта Tornado стартовала международная программа по разработке нового европейского многофункционального истребителя с участием Великобритании, Германии, Италии, Испании и Франции (последняя вышла из программы в 1985 году). Был образован международный консорциум Eurofighter. Однако в декабре 1992 года для снижения стоимости проекта на 30% было принято решение о создании упрощенного истребителя ЕF‑2000. Первый полёт опытный ЕF‑2000 выполнил в 1994 году. Серийные поставки начались в 2003 году. Вариант многоцелевого истребителя начал выпускаться с 2008 года.

Первоначально планировалось выпустить 765 самолётов, но впоследствии было принято решение об уменьшении количества до 620: 180 — Германия, 232 — Великобритания, 121 — Италия и 87 — Испания. Поставки разделены на три транша. На экспорт было продано 15 самолётов в Австрию.

В 2017 году завершается контракт на поставку Саудовской Аравии 72 Eurofighter. В этом же году запланировано начало поставок 12 Eurofighter производства Великобритании по контракту с Оманом. В апреле 2016 года подписан контракт на поставку в период 2019–2022 годов 28 самолётов производства Италии Кувейту стоимостью $9,2 млрд. Eurofighter включён вместе с Rafale в «короткий список» тендера ВВС Малайзии на закупку 18 истребителей для замены МиГ‑29, но его шансы на победу менее предпочтительны чем у конкурента.

Выкатка 500-го истребителя Eurofighter состоялась в апреле 2017 года. Портфель заказов в 99 самолётов позволит сохранить сборочную линию до 2023 года. Производство комплектующих изделий и сборка самолётов осуществляется на четырёх сборочных линиях в Германии, Великобритании, Италии и Испании: левые крылья изготавливают в Италии, правые — в Испании, центроплан — в Германии. Это существенно усложняет производство, увеличивает затраты на логистику и в конечном счёте повышает стоимость Eurofighter.

При отсутствии явных конкурентных преимуществ в лётно-тактических характеристиках и с учётом высокой стоимости производства и эксплуатации Eurofighter по сравнению с вышеперечисленными типами истребителей 4-го поколения дальнейшие экспортные перспективы вызывают сомнения. Общий объём экспорта составит около 40 самолётов.

Gripen

В соответствии с заданием ВВС Швеции, выданным в 1981 году, истребитель JАS‑39 Gripen (Jakt, Attack, Spaning — истребитель, штурмовик, разведчик) должен был быть многоцелевым, иметь размеры и массу до 50% меньше, а стоимость жизненного цикла на 60% меньше, чем у старого шведского истребителя Viggen. Первый полёт опытного Gripen состоялся в 1988 году, а серийного — в 1993 году. Первоначально заказ JАS‑39 для ВВС Швеции должен был составить 280–300 самолётов, однако в декабре 1996 года было принято решение о закупке только 204 машин.

Компанией SAAB разработан и экспортный вариант Gripen с современным бортовым оборудованием и убирающимся устройством для дозаправки топливом в воздухе. На экспорт уже поставлено 66 Gripen: 14 — в Чехию, 14 — в Венгрию, 26 — в ЮАР и 12 — в Таиланд. С 2007 года разрабатывается новая версия Gripen NG. Первый полёт опытного образца состоялся в январе 2009 года. В 2013 году Швеция объявила о планах закупки 60 Gripen NG под обозначением JАS‑39Е/F. Стоимость самолёта составит $50–60 млн. В 2012 году Швейцария решила купить 22 Gripen NG, но по результатам референдума 2014 года закупка была отложена. В октябре 2014 года Бразилия подписала контракт на поставку 36 JАS‑39 E/F с 2019 по 2024 год.

Читайте также  Владимир Михеев рассказал о ходе работ по радиофотонному радару и СВЧ-оружию для истребителя шестого поколения

В качестве реальных потенциальных покупателей можно рассматривать Болгарию, которая отдала приоритет по закупке 8 новых Gripen над бывшими в эксплуатации F‑16 и Eurofighter, а также Словакию, рассматривающую возможность лизинга 8–12 JАS‑39E/F, и в отдалённой перспективе Финляндию, приступившую к процедуре поиска вариантов замены истребителей F‑18 после 2025 года. При значительных конкурентных преимуществах в ценовых показателях и стоимости эксплуатации существенным недостатком Gripen NG является то, что большая часть его технологий принадлежит не SAAB, а её партнёрам — поставщикам систем и компонентов из США, Великобритании и других стран. Например, двигатель F414G американской компании General Electric, радар с АФАР — британской Selex ES, что и стало причиной запрета возможной поставки Gripen в Аргентину. Кроме того, с учётом отставания завершения испытаний JАS‑39E/F более чем на два года от ранее запланированных сроков общий объём экспорта в период до 2026 года оценивается не более чем в 80 самолётов.

J‑10

В 1988 году в китайском Научно-исследовательском институте № 611, известном также как Chengdu Aircraft Design Institute, впоследствии вошедшем в состав CAС (Chengdu Aircraft Corporation), началась разработка истребителя J‑10 Vigorous Dragon (экспортное обозначение FС‑20). В конструкции J‑10 экспертами отмечается значительное сходство с израильским проектом Lavi, однако в Китае J‑10 позиционируется как полностью национальная разработка. Первый полёт прототипа истребителя J‑10 состоялся в 1998 году. Его серийное производство началось в 2002 году. На Airshow China 2016 был продемонстрирован и активно предлагался на экспорт усовершенствованный вариант J‑10В. В качестве конкурентных преимуществ отмечается ценовая привлекательность по сравнению с американскими и российскими аналогами, а также отсутствие экспортных ограничений по геополитическим предлогам.

Всего выпущено более 270 самолётов для ВВС и авиации ВМС Народно-освободительной армии Китая. В СМИ сообщалось о подписании контракта с Пакистаном на поставку 36 самолётов FC‑20 стоимостью $1,4 млрд. Начало поставок планировалось в 2015–2016 годах. Среди потенциальных покупателей FC‑20 назывались Иран, Аргентина, Венесуэла и Перу.

Рыночные доли

Общий объём экспортных поставок истребителей 4-го поколения в 2017–2026 годах (без учёта тендеров Индии на поставку в ВВС 200 лёгких однодвигательных истребителей и в ВМС 57 палубных истребителей), по оценкам ОАК, ожидается в размере около 900 машин. В это количество не включены поставки министерствам обороны стран-производителей.

Из этого количества более четверти — 26,6% — составит доля России: около 150 единиц Су‑30 и Су‑35 и около 90 МиГ‑29М/М2 и МиГ‑35. Второе место займут производители американских истребителей. Их суммарная доля экспортных поставок не превысит 25,5%: 145 F‑15, 27 F‑16 и 58 F‑18. Третьей по числу поставляемых на экспорт истребителей 4-го поколения будет Франция с её истребителем Rafale, доля которого на рынке оценивается в 22,2% (около 200 самолётов).

Ожидается, что Китай поставит на экспорт до 110 J‑10, что составит 12,2% мирового рынка. До 8,0% рынка займёт шведский Gripen (более 70 самолётов). Доля Eurofighter, видимо, составит около 4,4%, поскольку экспорт этих европейских истребителей оценивается не более чем в 40 самолётов.

«Дальнейшие перспективы поставок всех истребителей 4-го поколения будут зависеть от того, как быстро рынок займут самолёты 5-го поколения, — считает Владимир Михайлов. — В настоящее время они созданы или создаются лишь в России, США и Китае».

Кроме того, производство истребителей 4-го поколения может быть продлено до конца 2020-х годов в связи с намерением, заявленным ВВС Индии в октябре 2016 года, об открытии тендера по производству в этой стране по программе ”Make in India“ 200 лёгких однодвигательных истребителей для замены 11 эскадрилий МиГ‑21 и МиГ‑27. Стоимость программы оценивается в сумму около $10,0 млрд. Тендер планируется объявить в начале 2018 года. Запрос предложений направлен российской корпорации «МиГ», американской компании Lockheed Martin и шведской SAAB. Компания, предложившая наиболее полную передачу технологий и меньшую стоимость, будет определена победителем до 2021 года. Индия рассчитывает с 2022 года производить до 30 самолётов в год стоимостью около $45 млн. каждый. Основными претендентами на этот контракт считаются F‑16 block 70 и Gripen NG.

Источник: журнал ОАК «Горизонты», №2, 2017 г.