МиГ-31. Охота на Черного Дрозда

Истребитель-перехватчик МиГ-31 начал поступать на вооружение в войска в начале 80-х годов. Для своего времени это была очень оснащенный самолет с технической точки зрения. МиГ-31 развивал скорость в 3 000 км/час и поднимался на высоту в 20,5 км, обнаруживая цели за 200 км.

Он стал первой советской машиной 4-го поколения и активно эксплуатируется и в наши дни. Первоначально его назначением был перехват и уничтожение целей в любое время суток и в различном диапазоне высот.

Сегодня самолет предполагается использовать в качестве носителя сверхзвукового оружия. В 80-е годы известно его противостояние с американским разведчиком SR-71 Blackbird (Черный Дрозд), считавшегося неуязвимым для противника.

 

Предыстория

Трудно поверить, но самолет SR-71 американцы выпустили еще в середине 1960-х годов. Даже сегодня он поражает футуристическим дизайном, напоминая технику фантастических фильмов. Характеристики самолета не отставали от внешнего облика. Он мог разгоняться до 3 300 км/час, подниматься на высоту 25,9 км, находиться в полете 1,5 часа. Указанные параметры не окончательны, поскольку пределы возможного данной машины так и не установлены.

По воспоминаниям пилотов они выполняли задания на грани разумного. Однажды самолет разогнали до 3 609 км/час, накалив докрасна обшивку. Но у машины еще оставался запас для дальнейших рекордов.

С самого начала Черный Дрозд активно эксплуатировался, выполняя снимки территории потенциального (или реального как во Вьетнаме) противника. Кроме этого, он фиксировал место расположения радиолокационных станций и систем ПВО, определяя их нахождение с помощью бортового оборудования. Во время вьетнамской войны принимались колоссальные усилия, чтобы сбить или перехватить разведчик. В общей сложности по нему было выпущено около 800 ракет, но все попытки оказались тщетны.

Разведчик регулярно выполнял полеты вдоль границ Советского Союза, где просто не было перехватчиков, способных потягаться с ним в скорости и высоте. Только с появлением МиГ-31 в начале 80-х годов, противостояние стало осмысленным, а его некоторые детали известны по воспоминаниям очевидцев.

Читайте также  ФАС требует снижения стоимости авиабилетов, но при этом повышает аэропортовые сборы

Эпизоды

Документально никаких перехватов не зафиксировано. Все события являются воспоминаниями очевидцев и косвенными результатами. Так, в 1983 году на Камчатку была перебазирована группа МиГ-31. Им ставилась задача пресекать провокации воздушных границ американскими самолетами.

Общая атмосфера в регионе была крайне напряженной. В отличие от своих предшественников президент Рейган был сторонником жесткого курса в отношении СССР, что вылилось в постоянных проверках на прочность. Каждый год количество инцидентов и нарушений росло. Если в 1987 году на перехват реальных целей самолеты поднимались 214 раз, то уже год спустя вылеты выросли в 4 раза, достигнув числа 825 шт.

Напрямую SR-71 Blackbird границ не нарушал, оперируя на маршруте вблизи Камчатки и Сахалина. Приблизившись к зоне ПВО, он фиксировал облучение и брал курс на Хоккайдо. В январе 1986 года маршрут удалось вычислить, и в воздух подняли МиГ-31. Американцы заметили преследование на высоте в 15 000 метров, поднявшись на 20 км. МиГ-31 теоретически мог действовать в данном диапазоне, но на практике терял управляемость, не позволяя уклоняться вправо или влево. В то же время SR-71 становился вероятной мишенью, что охладило пыл разведывательного командования.

Летом того же года уже над Баренцевым морем комплексный перехват осуществили сразу 6 истребителей, имитировавших ракетные пуски с разных сторон.

Современное состояние

После распада СССР конгрессмены задумались о дороговизне полетов SR-71 Blackbird. Финансирование заморозили, но в 1994 году в связи с ракетной программой КНДР несколько машин вернулось в строй. Окончательное решение вынесли в 1998 году, и сегодня Черные Дрозды размещены в музеях, став памятником колоссального техническогопрогресса середины 60-х. В то же время МиГ-31 принадлежит слава единственного перехватчика своего времени, способного принять вызов американского чудо-разведчика. Ему на смену идут SR-72, но это уже совсем другая история.

Читайте также  Последний полет Пауэрса