МиГ-31. Охота на Черного Дрозда

Истребитель-перехватчик МиГ-31 начал поступать на вооружение в войска в начале 80-х годов. Для своего времени это была очень оснащенный самолет с технической точки зрения. МиГ-31 развивал скорость в 3 000 км/час и поднимался на высоту в 20,5 км, обнаруживая цели за 200 км.

Он стал первой советской машиной 4-го поколения и активно эксплуатируется и в наши дни. Первоначально его назначением был перехват и уничтожение целей в любое время суток и в различном диапазоне высот.

Сегодня самолет предполагается использовать в качестве носителя сверхзвукового оружия. В 80-е годы известно его противостояние с американским разведчиком SR-71 Blackbird (Черный Дрозд), считавшегося неуязвимым для противника.

 

Предыстория

Трудно поверить, но самолет SR-71 американцы выпустили еще в середине 1960-х годов. Даже сегодня он поражает футуристическим дизайном, напоминая технику фантастических фильмов. Характеристики самолета не отставали от внешнего облика. Он мог разгоняться до 3 300 км/час, подниматься на высоту 25,9 км, находиться в полете 1,5 часа. Указанные параметры не окончательны, поскольку пределы возможного данной машины так и не установлены.

По воспоминаниям пилотов они выполняли задания на грани разумного. Однажды самолет разогнали до 3 609 км/час, накалив докрасна обшивку. Но у машины еще оставался запас для дальнейших рекордов.

С самого начала Черный Дрозд активно эксплуатировался, выполняя снимки территории потенциального (или реального как во Вьетнаме) противника. Кроме этого, он фиксировал место расположения радиолокационных станций и систем ПВО, определяя их нахождение с помощью бортового оборудования. Во время вьетнамской войны принимались колоссальные усилия, чтобы сбить или перехватить разведчик. В общей сложности по нему было выпущено около 800 ракет, но все попытки оказались тщетны.

Разведчик регулярно выполнял полеты вдоль границ Советского Союза, где просто не было перехватчиков, способных потягаться с ним в скорости и высоте. Только с появлением МиГ-31 в начале 80-х годов, противостояние стало осмысленным, а его некоторые детали известны по воспоминаниям очевидцев.

Читайте также  Для чего нужны вертолёты с соосными винтами — к годовщине первого полёта Ка-8

Эпизоды

Документально никаких перехватов не зафиксировано. Все события являются воспоминаниями очевидцев и косвенными результатами. Так, в 1983 году на Камчатку была перебазирована группа МиГ-31. Им ставилась задача пресекать провокации воздушных границ американскими самолетами.

Общая атмосфера в регионе была крайне напряженной. В отличие от своих предшественников президент Рейган был сторонником жесткого курса в отношении СССР, что вылилось в постоянных проверках на прочность. Каждый год количество инцидентов и нарушений росло. Если в 1987 году на перехват реальных целей самолеты поднимались 214 раз, то уже год спустя вылеты выросли в 4 раза, достигнув числа 825 шт.

Напрямую SR-71 Blackbird границ не нарушал, оперируя на маршруте вблизи Камчатки и Сахалина. Приблизившись к зоне ПВО, он фиксировал облучение и брал курс на Хоккайдо. В январе 1986 года маршрут удалось вычислить, и в воздух подняли МиГ-31. Американцы заметили преследование на высоте в 15 000 метров, поднявшись на 20 км. МиГ-31 теоретически мог действовать в данном диапазоне, но на практике терял управляемость, не позволяя уклоняться вправо или влево. В то же время SR-71 становился вероятной мишенью, что охладило пыл разведывательного командования.

Летом того же года уже над Баренцевым морем комплексный перехват осуществили сразу 6 истребителей, имитировавших ракетные пуски с разных сторон.

Современное состояние

После распада СССР конгрессмены задумались о дороговизне полетов SR-71 Blackbird. Финансирование заморозили, но в 1994 году в связи с ракетной программой КНДР несколько машин вернулось в строй. Окончательное решение вынесли в 1998 году, и сегодня Черные Дрозды размещены в музеях, став памятником колоссального техническогопрогресса середины 60-х. В то же время МиГ-31 принадлежит слава единственного перехватчика своего времени, способного принять вызов американского чудо-разведчика. Ему на смену идут SR-72, но это уже совсем другая история.

Читайте также  Сверхзвуковой самолёт Ту-144