Последний полет Пауэрса

В Холодной войне известно немало эпизодов, когда на технические ноу-хау и хитрости одной стороны находился не менее эффективный способ противодействия. Одним из таких эксцессов стал полет американца Гэри Пауэрса, пилотировавшего новейший самолет-разведчик U-2. В рамках программы воздушного слежения он вторгся на советскую территорию и был сбит в районе Свердловска. Инцидент поставил точку в многолетней практике намеренного пересечения американцами воздушного пространства СССР, увенчав успехом очередную попытку сбить нарушителя.

 

Предыстория

Авиационный отряд для проведения разведывательных полетов над территорией Советского союза был сформирован в 1956 году. Разрешение дал президент Эйзенхауэр, убежденный техническими характеристиками самолетов U-2. Они ходили на высотах в 20 км, считавшихся недосягаемыми для истребительной авиации и ПВО. Самолеты регулярно стартовали с территорий Турции, Ирана, ФРГ и проходили через воздушное пространство СССР, осуществляя аэрофотосъемку.

Первоначально самолеты невозможно было обнаружить и приносили сопернику громадный объем разведывательной информации. Американцы узнали расположение флотских, промышленных объектов, систем ПВО, аэродромов и других потенциальных целей. Снимки получались очень качественными с детальным разрешением.

В 1957 году разрешение на использование своих аэродромов дал Пакистан. После чего самолеты U-2 стали регулярно взлетать с площадок этой страны. Разведчики шли через Казахстан, Урал, Европейскую Россию и приземлялись на базах в Норвегии. Один из полетов удалось обнаружить, но возникшая ситуация и межведомственные споры не позволили перехватить разведчика. Однако полученная информация позволила советской стороне как следует подготовиться к встрече следующего нарушителя.

Перехват

В 1960 году американцем долго не удавалось осуществить полет, мешала плохая погода. Для самолета она не имела большого значения, однако облака препятствовали аэрофотосъемке. Наконец, к маю они рассеялись, и в путь стартовал самолет U-2C под управлением опытного пилота Гэри Пауэрса. Для него это был уже 28 полет, и ничто не предвещало беды. Стартовав в Пакистане, самолет прошел через Афганистан и Среднюю Азию. Сфотографировав расположенные здесь базы МБР, пилот взял курс на Урал, где его целью были оборонные предприятия.

Читайте также  О таможенных пошлинах на импортные самолёты и проблемах российского гражданского авиастроения

Прошлые провалы привели к повышенной бдительности системы ПВО, и самолет-разведчик быстро обнаружили. На перехват подняли два высотных истребителя Су-9, новейшие на тот момент самолеты, первая партия которых только поступила с завода. У пилотов даже не было высотно-компенсирующих костюмов, из-за чего даже полученный приказ на таран оказался невыполним. Тогда в дело вступили зенитные комплексы С-75. По самолету били два дивизиона, выпустившие 7 ракет. Первая из них разорвалась около хвостовой части, значительно повредив воздушное судно близ села Косулино.

Другие части об этом не знали, приняв за цель пару советских МиГ-19. По ним выпустили несколько ракет, один самолет сумел уклониться, а другой был сбит.

В результате попадания американский разведчик деформировало, и пилот оказался зажатым у приборной панели. При катапультировании ему могло оторвать ноги. Тогда Пауэрс самостоятельно выбрался из кресла и уже на высоте в 9 км выпрыгнул с парашютом. На земле его задержали сельские жители и передали в органы власти.

У пилота был специальный медальон с ядом кураре, который ему предписывалось принять при угрозе пленения. Также он мог уничтожить самолет, но не стал делать ни того, ни другого, решив что жизнь дороже государственных секретов. Пауэрс откровенно отвечал на все вопросы следователей, с ним хорошо обращались, и в итоге на суде дали 10 лет. Спустя 2 года, его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. На родине Гэри встретили как героя, хотя и провели служебное расследование, которое не обнаружило его вины.

Гораздо более важные события происходили на международной арене, где в том же 1960 году планировалась встреча глав супердержав. Советская сторона сперва дала американцам солгать, что «никого полета не было», а затем предъявила козыри в виде обломков и самого Пауэрса. По репутации США и президента Дуайта Эйзенхауэра был нанесен сильнейший удар. Программу полетов U-2C свернули, сделав ставку на спутниковую разведку и аэростаты.

Читайте также  95 лет конструкторскому бюро ПАО «Туполев»