Римон-20. Суэцкая засада

После Второй мировой войны советская авиация неоднократно принимала участие в боевых действиях за рубежом. Они велись с переменным успехом, включая удачные операции и провалы. В пользу командования говорит разумная оценка, когда бесперспективные направления своевременно закрывались, исключая гибель людей и материальные потери.

Одним из таких случаев стали боевые действия в Египте 1970 года, где советские пилоты напрямую столкнулись со своими израильскими противниками. Последним удалось провести операцию Римон-20 в дословном переводе «Ветка», заманив звено самолетов в засаду.

 

Предыстория

Предпосылкой к бою стала Шестидневная война, в ходе которой Израиль нанес поражение нескольким арабским государствам, пользовавшимся активной поддержкой СССР. После перемирия материально-техническая помощь кратно увеличилась. Сирия, а в особенности Египет, полностью восстановили разрушенные арсеналы и приготовились к реваншу. Израильской стороне пытались навязать «Войну на истощение» с постоянным изматыванием пограничников артиллерийскими обстрелами.

Ответом стали налеты авиации с ликвидацией наземных сил. Египтяне (и стоящий за ним СССР) пытались отбиваться посредством ПВО. После очередного уничтожения нескольких комплексов, израильские самолеты приступили к планомерным атакам территории арабской республики. Однажды тогдашний лидер Египта Насер увидел штурмовик противника прямо над Каиром. Осознав тщетность самостоятельных усилий, он обратился за прямой поддержкой к СССР.

Просьбу рассмотрели положительно, отправив внушительные полка общей численностью в 32 тыс. военнослужащих. В эту группу входило несколько соединений ВВС, насчитывавших до 70 самолетов, включая новейшие на тот момент МиГ-21. Воздушные суда управлялись опытными пилотами и сразу же по прибытию встали на боевое дежурство.

 

Проба пера

Некоторое время стороны держали дистанцию. Израильтяне по-прежнему нарушали воздушное пространство Египта, но демонстративно уклонялись от столкновения с советскими боевыми самолетами. В одном из налетов пара МиГ-21 сумела незаметно подобраться к группе израильских штурмовиков и поразила один из них ракетой. Судьба машины и пилота до сих пор оспаривается. Одни говорят о безвозвратной потере и гибели, вторые — только о повреждениях.

Читайте также  Реально ли создание в России ещё одного бюджетного авиаперевозчика?

Охота продолжилась. Советская сторона совместно с египтянами решила заманить вражеские самолеты в ловушку. Для этого арабские МиГ-17 ударили по опорному пункту израильтян. Ожидалось, что последние начнут преследование, где их уже будут ждать перехватчики СССР. Реакции не последовало, атака повторилась.

Израильтяне внезапно догнали египетскую четверку и сбили два самолета, но советские звенья прибывали на место по очереди, и командование запретило ввязываться в бой поодиночке. Эксцесс казался оконченным, но штаб ЦАХАЛ решил демонстративно ударить «по русским», проведя зеркальную операцию.

Воздушная схватка

В ходе планирования операции была детально сфотографирована местность. Затем израильтяне сформировали боевую группу, включив туда 4 самолета F-4 и 8 машин Mirage-III. Паре «фантомов» предписывалось нанести удар по точке на Суэцком канале. Затем они должны были поджидать перехватчики МиГ-21, имитируя бегство. Потеряв бдительность, советские самолеты устремлялись в погоню и попадали в засаду.

Все прошло по плану. Причем, когда на экранах радаров было обнаружено два самолета, авиационный генерал и будущий президент Египта Мубарак предупреждал своего советского коллегу о ловушке. Генерал Дольников поднял в воздух 24 самолета МиГ-21, надеясь на подавляющее преимущество. Одно из звеньев попало в засаду, и было уничтожено. Израильтянам удалось сбить 5 машин, не понеся потерь за исключением поврежденного Миража.

По итогам боя в Египет прибыла военная комиссия, которую возглавлял маршал Кутахов. Первым делом он запретил полеты в зону военных действий. Также летчикам приказали не вступать в бой с израильтянами. Некоторое время спустя СССР уведомил египетскую сторону о невозможности дальнейшей защиты советской авиацией воздушных рубежей арабской страны. Это вынудило Египет пойти на перемирие, поставившее точку в «Войне на истощение».

Несмотря на тактический ущерб, советское командование проявило компетентность, отказавшись втягиваться в эскалацию на удаленном ТВД. Решение сохранило много человеческих жизней и техники.

Читайте также  Рейс №499 Москва-Алма-Ата — первый пассажирский на сверхзвуковом Ту-144