В Новосибирске до лётного состояния восстановлен штурмовик Ил-2

Отреставрированный в Новосибирске штурмовик времён Великой Отечественной войны Ил-2 совершил первый полёт. Об этом сообщается на странице Объединённой авиастроительной корпорации в Facebook.

Машину пилотировал директор Сибирского НИИ авиации Владимир Барсук. Отреставрированная машина стала вторым пригодным к полётам Ил-2, имеющимся в мире в настоящее время. Предыдущий самолёт этого типа был отреставрирован в 2011 году на средства одного из основателей Microsoft Пола Аллена и передан в США.

25 ноября 1943 года недалеко от Мурманска 16 штурмовиков Ил‑2 из 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота совместно с бомбардировщиками Пе‑2 завязали над вражеской территорией воздушный бой с 25 истребителями Messerschmitt Bf.109.

Штурмовик командира Валентина Скопинцева, для которого это был всего лишь третий боевой вылет, и стрелка Владимира Гуменного (второй боевой вылет) подбили. У самолёта отказало стрелково-пушечное вооружение. Экипаж смог лишь сбросить на врага бомбы, лечь на обратный курс и вскоре сесть «на брюхо» на лёд озера Кривое, недалеко от своего аэродрома. Скопинцев выбрался из кабины и вытащил раненого товарища, самолёт чуть позже затонул. В том ноябрьском бою экипаж подавил одну вражескую зенитку и отбился от атаковавшего его «Мессершитта». Этот Ил‑2 и обнаружили водолазы в 2011 году на глубине 20 м.

В 2015 году исторический самолёт был поднят со дна озера и его отправили на реставрацию в Новосибирск, в мастерские «Авиареставрации» и Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина. Тогда же ОАК и компания «Ильюшин» договорились о финансировании большей части работ по реставрации Ил‑2.

«Реконструкция продолжалась около года, — рассказывает президент фонда “Крылатая память Победы” Борис Осятинский. — Около 60% деталей удалось восстановить». Это уже второй штурмовик Ил-2, реставрируемый фондом.

Читайте также  Военные историки намерены восстановить самолёт ТБ-3, упавший в Арктике в 1942 году

«Ил‑2 — первая историческая легендарная машина, которую мы поднимем в небо совместно с фондом “Крылатая память Победы” и которая войдёт в состав “Российской национальной коллекции”, — отметил вице-президент ОАК по государственной авиации специального назначения Сергей Герасимов. — Давая вторую жизнь этим самолётам, мы не только отдаём дань памяти героическому прошлому нашего народа, но и осознаем ответственность, которая ложится на всех нас за возрождение отечественной авиации».

«Легендарный штурмовик Ил‑2, самый массовый самолёт в истории мировой авиации, по праву является таким же символом Великой Победы, как, например, танк Т‑34 или реактивная система залпового огня “Катюша”. Мы гордимся этой славной вехой истории нашего конструкторского бюро, — рассказывает Председатель Правления ОАО «Ил» Сергей Вельможкин. — Планируется, что единственный в России штурмовик Ил‑2, восстановленный до лётного состояния, будет демонстрироваться в воздухе на авиасалонах и авиационных праздниках в целях военно-патриотического воспитания молодежи, популяризации самолётов марки “Ил”, отечественной авиационной промышленности, Воздушно-космических сил Российской Федерации».