В конце 2016 года на дне Керченского пролива в 6 км от таманского берега поисковики обнаружили американский истребитель времён Великой Отечественной войны Curtiss P-40 (Kittyhawk). Предположительно самолёт был сбит в ходе Керченско-Эльтигенской операции в 1943 году.
Как рассказал в январе этого года «Крымской газете» историк, редактор военно-исторического журнала «Military Крым» Сергей Ченнык, точно установлен пилот истребителя — это младший лейтенант Владимир Иванович Авдеенко 1921 года рождения, уроженец города Ковров Ивановской области (сейчас входит во Владимирскую область). Согласно документам, Владимир Авдеенко не вернулся с боевого задания из района Керчи 29 ноября 1943 года. Официально младший лейтенант числится пропавшим без вести.
6 мая 2017 года истребитель был поднят с глубины 9 метров. Вес фюзеляжа с крыльями без части левой консоли и хвостовой частью без киля составил более 3,5 тонн. У самолёта сохранилось вооружение — шесть пулемётов Браунинг калибра 12,7 мм с боекомплектом.
Руководитель поисковой экспедиции «Большой десант 2017», которая поднимала истребитель Александр Ёлкин рассказал, что самолёт готовят к консервации и последующей экспозиции, но восстанавливать самолёт нецелесообразно.
«На данный момент самолёт находится на территории Камыш-Бурунского порта, — рассказывает Александр Ёлкин. — Мы его готовим к консервации. Будем разбирать и перевозить на территорию Керченской крепости для последующей экспозиции. Восстанавливать его не будут. Будет готовая экспозиция, называется «Самолёт на дне». То есть это будет ангар, в ангаре — самолёт, все внутренности будут из него извлечены. Будет экспозиция, посвящённая лётчику — его личные вещи, парашют и так далее. Это всё будет находиться на стендах. А сам самолёт будет находиться на песке. Восстанавливать его до рабочего состояния нет смысла. Его, конечно, лучше экспонировать, как он есть на самом деле. Интересно, как выглядит самолёт после 74 лет захоронения под водой».
Руководитель «Большого десанта 201» добавил, что экспозицию планируют открыть в середине июня.
Фото (с) Крымский мост (@krymsky_bridge, https://www.instagram.com/p/BTwdG28Dz97/?taken-by=krymsky_bridge)
В ВВС Красной Армии старались в первую очередь использовать положительные стороны «Киттихаука» — мощное вооружение, большую дальность и продолжительность полёта, живучесть, хорошее радио- и приборное оборудование. Поэтому «Киттихауки» применяли там, где эти качества можно было реализовать: в ПВО, для бомбовых и штурмовых ударов, для сопровождения и разведки. Малопригодный для боя с вражескими истребителями, этот самолёт, благодаря скорости и мощному вооружению мог оказывать эффективное сопротивление бомбардировщикам противника. Большая продолжительность полёта на крейсерском режиме позволяла барражировать над охраняемым объектом или районом.
В СССР по ленд-лизу были переданы 2 243 самолёта Curtiss P-40 (Kittyhawk).