В 1981 году экспедиция туристического клуба «Баджал» Комсомолького-на-Амуре авиазавода несколько месяцев разыскивала останки легендарного самолёта Ил-4 с тем, чтобы реконструировать и установить его на постамент возле проходных завода, как символ несгибаемой воли заводчан, строивших эти машины в годы войны.
2 сентября 1945 года завершилась Вторая мировая война. Огромный вклад в борьбу с фашистскими захватчиками в годы войны внесли комсомольские авиастроители, благодаря их трудовому героизму, завод выпустил, в военное время, 2757 Ил-4, что составило почти половину этих боевых машин, выпущенных тогда на предприятиях страны.
До самого окончания войны Ил-4 действовал на всех фронтах, использовался как бомбардировщик, дальний разведчик, штурмовик, минный заградитель, а также как торпедоносец. Уже в первый день войны целями Ил-4 стали наступающие вражеские колонны. В августе 1941 года, именно этот бомбардировщик совершил налёт на Берлин, заставив врага распрощаться с мыслью о неприкосновенности своей территории для советских ВВС.
За годы Великой Отечественной войны дальние бомбардировщики совершили более 220 тысяч боевых вылетов, сбросив на противника свыше двух миллионов бомб. Последние боевые вылеты Ил-4 выполнил на Дальнем Востоке в ходе разгрома Квантунской армии.
Сражаясь в самой кровопролитной войне Ил-4, безусловно, заслужил долгую память. Спустя 35 лет после окончания Второй мировой войны, 12 января 1981 года, на авиазаводе решили увековечить героический подвиг авиастроителей, ковавших крылья Победы в тылу. Так родилось решение установить памятник самолёту на территории предприятия.
Однако задача оказалась не простой. Несмотря на огромное количество построенных самолётов, на заводе не осталось ни одного экземпляра, а с вооружения к этому времени Ил-4 давно был снят.
Поиски самолёта поручили заводскому туристическому клубу «Баджал».
Началась кропотливая работа по сбору информации – рассылка запросов, переписка с различными организациями и музеями, изучение архивных материалов, опросы очевидцев. По результатам переписки появились сведения о возможном месте нахождения самолёта на Кольском полуострове. В поисковую экспедицию отравилась группа опытных заводчан-туристов в составе Василия Муравьева, Александра Постриган, Николая Лукина, Константина Собакинского, Александра Намаконова, Евгения Закорко.
С помощью вертолёта из болотистой местности была поднята лишь часть хвостового оперения Ил-4. Еще один боевой самолёт был найден в районе посёлка Краснощелье. Глубоко увязший в болоте самолёт вытаскивали с помощью понтонов. Освобождённые останки, ставшие основой будущего памятника, вертолётом были доставлены на «большую землю» и далее, по железнодорожному пути, в Комсомольск-на-Амуре.
А в 25 км от станции Болонь было найдено место крушения третьего Ил-4, детали которого были также доставлены на завод.
Силами заводчан самолёт-легенду реконструировали и установили на постамент около проходных завода. И 13 августа 1982 года состоялось торжественное открытие памятника, ставшего одной из визитных карточек КнААЗ.
По материалам Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.Гагарина